~Марьяна~
Сердце, как цветок - его нельзя открыть силой, оно должно раскрыться само.
Мир мусульманской веры.

Чтобы говорить об этой вере надо начать с ее основателя – Мухаммеда.
Слово «Бог» на еврейском языке (на языке Библии) – Элохи (Эль – это «Бог» на всех семитских языках, то есть весь ближневосточный ореол арамеи, сирийцы, иудеи). Элохин – это слово «Бог» во множественном числе, и это – парадокс Библии.
Как слово «ножницы» множественного числа, но когда говорю: «Я взял (положил) ножницы, резал бумагу ножницами…» имею ввиду одни ножницы, то есть пользуюсь словом множественного числа, а предметом единственного числа.
Вот так Библия использует слово «Бог» во множественном числе, пользуется им, как понятием единственного числа. Если слово Элохин поставить в единственное число, то оно звучит Элоах. Элоах на иврите или Аллах на арабском языке. Таким образом, словом «Аллах» обозначается Бог – Бог Измаила. «И о Измаиле Я услышал тебя» – говорит Бог Аврааму.
В XI веке в Константинополе был поставлен вопрос: как мусульман принимать в христианскую веру? Были требования отречения от Аллаха и от Магомета. Собор постановил: отречение от Аллаха исключить, а отречение от Магомета – оставить. Поэтому мусульманин, принимающий христианство, должен отречься от Магомета, как пророка, но от Аллаха не отрекаться, потому что Аллах – это Бог.
Мухаммед называется пророком и называется «расул» - «посланник Аллаха». «Посланников», по мусульманской вере, пять: первый - Нух (т.е. Ной) - он был призван сохранить род человеческий в водах потопа; второй – Ибрахим (Авраам) - он был призван дать миру веру в Единого Бога; третий – Мусса(Моисей) - он был призван дать Закон Иудеям; четвертый – Иса (Иисус) - Он был послан для всех народов; и, наконец, пятый – это Мухаммед – посланный для арабов, а через арабов ко всем народам.
Родился Мухаммед в 570 году. День рождения Мухаммеда совпадает с днем его смерти, на что потом мусульмане будут обращать внимания, находя в этом некий божественный промысел. Родился он в Мекке. Ко времени Мухаммеда Мекка была главным арабским святилищем. Арабы были кочующими племенами. И Мекка была святилищем всех них. В Мекке был, до селе сохранившийся, храм «Кааба» - куб. И ко времени Мухаммеда там был целый пантеон идолов. Главной святыней этого храма, и тогда, и сейчас является черный камень, вмонтированный в определенное место стены каабы. По арабскому преданию, когда-то это был белый камень, а со временем от людских грехов он почернел.
Арабы хранят предание, что когда-то – это был храм Единого Бога, воздвигнутый Авраамом и Измаилом; Авраам посещал Измаила, у источника Зам-Зам, и они основали этот храм. В этом камне ученые предполагают, метеорит, а арабское предание возводит его ко временам Адама, что он из рая, а Авраам возобновил Единобожие Ноя и храм Единого Бога в Каабе.
Дед Мухаммеда был хранителем идолов Каабы. Отец его был торговцем, и он сам стал торговцем. Мухаммед рано осиротел. Скорее всего, он общался с ханифами.
В Мекке в то время жили также христиане и иудеи – сосланные, осужденные на Вселенских Соборах, за пределы Римской империи еретики. Для ромеев Вселенной была - римская империя. Сирия (Мекка) была как раз одной из мест ссылок. Туда сослали и Нестория, и других еритиков. И Мухаммед, таким образом, с детства познакомился с христианством только в извращенной форме: он знал все ереси и все апокрифы, он не знал канонических Евангелий и Православного учения. И все это отражено в Коране. Даже Евангельские события взяты из апокрифов, в Коране это есть – Христос берет, делает птичку из глины, дует на нее, и она взлетает. А четко прослеживается, что Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, он в руках не держал.
Сам Мухаммед был человеком религиозных поисков – его очень мучили религиозные вопросы, и видимо, была к этому некая предопределенность. По описаниям, которых сохранилось довольно много, в хадисах – повествованиях о жизни и делах Мухаммеда – описывается, что он уже с довольно раннего возраста страдал припадками, связанными с фазами луны, испускал пену, глаза его становились стеклянными, он замирал – то есть был эпилептиком. Припадки проходили мучительно в полном сознании, Мухаммед не лечился и их очень любил – после приступов он испытывал чувство глубокой тоски. Кроме этого он четко слышал как его зовут по имени, и оглядываясь никого не видел, ему становилось даже страшно: кто его зовет и что ему хочет сказать? И это продолжалось довольно долго.
Как торговец, по распоряжению своего господина, Мухаммед в 21 год посещает Сирию, и в Сирии он как раз общался с христианскими еретиками (насарра), и иудеями (яхуду). Вскоре умирает его господин, а жена господина (Хади-джан) очень почитала Мухаммеда, и они поженились. Эта его жена, сыгравшая решающую роль в становлении Мухаммеда, как пророка.
610 год. Мухаммеду уже 40 лет. Он мучается, ищет. В месяц рамадан (ставший, впоследствии для мусульман месяцем поста), он уединялся (в том году в пятый раз) на гору Херим - рядом с Меккой. И вот там ночью – называющейся сейчас «ночью первого явления» - 24-го рамадана – вдруг к Мухаммеду является некое существо в виде мужчины с книгой, и очень больно придавливает его грудь. Он вскрикивает. Существо говорит ему: «Читай!». Мухаммед был неграмотным и говорит: «Не могу!» Арабы были людьми некнижными. Сам он потом признавался, что говорил: «Не могу!», чтобы это существо отстало от него. Так трижды. И тогда произносятся слова, вошедшие в Коран, их должен знать каждый мусульманин – они являются тем же для мусульман, что и «Отче наш» для христианина. Явления эти продолжаются. Иногда он видит человека, иногда он видит ангела с крыльями. Являющийся представился – Джебраиль то есть архангел Гавриил, иногда было без образов, а слышался только голос. Мухаммед был в ужасе. Он боялся отвергнуть то, что ему открывается, а если оно от Бога – то он отвергнет Бога. А если он примет, и вдруг это от дьявола и он примет дьявола. Так продолжалось несколько месяцев. Мухаммед был в тяжелейшем угнетенном состоянии. Хади-джан и его двоюродный брат Варака сразу уверовали. Варака ему говорил: «С тобой Бог говорит, как когда-то на Синае говорил с Муссой (Моисеем). Теперь Он говорит тебе!» Но Мухаммед не мог на этом успокоиться. Явления эти были ночью. Хади-джан ничего не видела и не слышала. Однажды ночью Хади-джан проснулась и увидела Мухаммеда сидяшим на кровати и спросила его: «Ты его видишь?» Мухаммед ответил: «Да», она села справа от него и повторила вопрос, получив тот же ответ, после слева – то же ответ; тогда Хади-джан села позади, расставила ноги и обнажившись снова задала вопрос, и Мухаммед ответил: «Нет!». После этого он сам уверовал в явления, ибо посчитал, что светлый дух не мог стерпеть нечистоты, а злой бы стерпел.
Для Ангела, как бесплотного духа, по свидетельству Священного Писания, супружеские отношения нейтральны. Ангелы покрывают и супружеские ложа. У библейских пророков никогда не было сомнения.
После этого Мухаммед начинает проповедовать, жители Мекки проповедь его сначала не принимают. Но Мухаммед заявил, что все их предки в аду за поклонение идолам, и, встав у Каабы, призвал к сокрушению идолов, и обращению к Единому Богу Авраама.
По арабскому преданию, Мухаммед был вознесен – это произошло в Мекке, он спал, и явился ему дух (Джебраиль), а также белый конь с человеческим лицом и лучистыми крыльями, он получает повеление сесть на него и конь доставляет его из Каабы на гору Синай, где Бог являлся Моисею, потом в Вифлеем, где родился Иса, потом в Иерусалим на храмовую гору, где Авраам приносил в жертву своего сына. По арабскому преданию Авраам приносил в жертву Измаила. И с храмовой горы он возноситься на небо. Семь небес: на первом небе он видел Адама, на втором небе Ису, и так далее все пророки. На седьмом небе уже не было никого, и за многими коврами был Аллах. Мухаммед его не видел – Аллах незрим и непостижим. Но он слышал Его голос. И по его словам, главное, что ему было открыто: дано пользоваться военными трофеями и насаждать веру мечем. Там же дана заповедь 50 раз в день молится (позже сокращенная до 5) – заповедь намаза. В этом же видении ему было дано 2 чаши: с вином и с молоком, и предложено выпить, какую желает. Мухаммед протянул руку к чаше с молоком, и на этом основан запрет на вино. После этого он возвращается опять в Мекку.
Свидетелей нет. Сам он говорил, что в момент явления сбил кувшин, а когда видение закончилось, успел поймать падающий кувшин. То есть это был некий момент транса. Это произошло на месте жертвоприношения Авраама, а сейчас на этом месте стоит мечеть Омара.
Мухаммед формирует общину, и они называют себя муслимами (муслим – означает «предавший себя Богу). Ислам тоже означает «мир» (шалом) и «покорность». Жители Мекки начинают преследовать Мухаммеда – часть муслимов с его разрешения уходит в Эфиопию. Община муслимов (и мусульман сейчас) называется «умма». В 622 году настолько гонения жителями Мекки муслимов становиться невыносимым, что Мухаммед уходит в город Ясриб, жители которого либо приняли ислам, либо с почтением к нему относились. И Мухаммед стал главой города и уммы. Город вскоре переименован в Медину.
Переход Мухаммеда и муслимов в Ясриб (Медину) – хиджа (переселение) - это дата начала мусульманской эры. Первое место по значимости для мусульман Мекка – храм Каабы; второе – Медина – город пророка; третье – Иерусалим.
В 630 году Мухаммед с оружием в руках направляется в Мекку – совершается первый джехат, т.е. «Священная война» для покорения Аллаху идолопоклонников. Они разделились на четыре группы, окружили их, и достаточно легко взяли Мекку. Мухаммед семь раз обошел Каабу, вошел в нее, сокрушил идолов, очистил Каабу, и с того дня поныне Кааба пуста. Уже после смерти Мухаммеда там был помещен Коран.
Мухаммед посылает посланцев к разным народам и предлагает им принять ислам: язычникам предлагается так – «ислам или смерть», а иудеям и христианам – «ислам либо налог, либо смерть». Из Византии и Ирана ответа не последовало, а Аравия заключила с Мухаммедом союз, хотя ислам сразу приняли не все. Коран был написан по смерти Мухаммеда его непосредственными учениками. Хадисы – рассказы очевидцев о Мухаммеде.
Мухаммед начал подготовку к походу на север, но во время этой подготовки он умер – 22 мая 632 года.
От Мухаммеда его последовали ждали чудес, поскольку он объявил себя «последним пророком». Но он чудес не совершал. Он аргументировал это так: «Вера должна приниматься ради слова, а не чуда. Если вера принимается ради чуда, значит это не истинное принятие веры». Абу Бакр (его приемник) был вынужден объявить муслимам о смерти Мухаммеда, к вечеру его уже похоронили. Абу Бакр объявил муслимам: «Те из вас, кто поклоняется Аллаху, пусть знают, что Он жив, и будет жить вечно! А те из вас, кто поклонялся Мухаммеду, пусть знают, что Мухаммед умер!». То есть Мухаммед никогда не был предметом веры мусульман. Могила его находится в Медине, со временем над ней был построен храм. В Медине же погребен и Измаил, сын Авраама.
Для нас не столь важно учение Христа, как Сам Христос – мы поклоняемся Христу.
Мухаммеду же никто никогда не поклонялся и не поклоняется.
Еще одно важное замечание из биографии Мухаммеда – был многоженцем. Хади-джан вскоре умерла и, с 56 до 60 лет он женился 9 раз.
Основой мусульманского вероучения являются Коран и Сунна. Слово Коран (аль-кура) – означает чтение вслух, назидание. Еще при жизни Мухаммед сам велел вести записи своих проповедей. Таким образом, первые записи Корана – они еще прижизненные. Коран составляется достаточно скоро уже при халифе Усмане (халиф – руководитель уммы) в 650-656 годах, через 20 лет после кончины Мухаммеда, был составлен сводный текст Корана. Занимался этим Зайдом ибн Сабит – он собрал текст Корана, разбил его на 114 сур (суры – это главы), и на аяты (стихи). *Для информации: изначально в Библии не было разделения на главы и стихи – разделение на главы появилось в XXIII веке, разделение на стихи – XVI веке.* Коран исходно был разбит на суры и аяты. Своеобразен метод составления Корана: в нем нет повествовательной линии; Коран написан поэтично (это передают даже переводы); главы распределены от самой длинной к самой короткой; есть два типа глав (по периодам жизни) – мекканские и мединские – в мекканских главах Мухаммед доброжелательно отзывается о иудеях и христианах, в мединских – он их ругает.
Первая глава (аль фатиха) называется открывающая: «Bo имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала - Аллаху, Господу миров, милостивому, милосердному, царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших» Вот эту главу на арабском языке должен знать каждый мусульманин, и пятикратно в день во время намаза ее произносить.
Главы Корана имеют свое название. Например, вторая глава называется «Корова». Хотя, ничего там про коров нет, ни в прямом, ни в иносказательном смысле. Почему так названа? Один раз во всей главе слово «корова» упоминается. По случайной выборке какое-то слово присутствующее в главе, оно может быть вынесено в название.
Толкование аль фатиха(первой главы) : «Bo имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала - Аллаху, Господу миров, милостивому, милосердному, царю в день суда!*Страшный Суд – один из основных моментов мусульманского учения* Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой,*это ислам* по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,*это о мусульманах* не тех, которые находятся под гневом,*это о иудеях, ибо иудеи в 70-м году были отвергнуты Богом – Иерусалим был разрушен, иудеи в рассеянии* и не заблудших»* то есть христиан*
Мусульманин произносящий пять раз в день произносящий эту молитву – пятикратно в день отрекается и от Ветхого Завета, и от Нового Завета.
Коран не переводиться. Если в день Пятидесятницы – в день Сошествия Святаго Духа - Апостолы заговорили на разных языках, в том числе и на арабском. Арабы в первый же день христианской Церкви приняли христианство. Коран запрещено переводить. Он, по мусульманскому понимаю, находиться у Бога на Небесах, и буквально есть слово Божие.
Переводы, которые с ХIX века начали осуществляться, у них Кораном не называются, а называют их «переводы смыслов». Существуют до нашего времени четыре первоначальных списка, и этим мусульмане очень гордятся, и считают даже, что превосходят христиан. Самые древние рукописи Нового Завета восходят к 120-м годам, то есть к началу II века.
Первый список находится в Каабе в Мекке. Входящие видят его как бы «парящим в воздухе», и многие так и считают, что он держится на воздухе. На самом деле он лежит обычным образом, просто там темно, и подставку не видно. Второй список – в Медине – на могиле Мухаммеда. Эти два списка недоступны, исследовать их невозможно. Третий находиться в Ташкенте, а четвертый в Каире – в Египте. Эти списки доступны исследователям. Таким образом установлена аутентичность текста Корана, потому что сохранились тексты седьмого века.
В Коране есть запрет не только на изображение Бога, но и на изображение любых живых существ. По мусульманской вере, на Суде Божьем одном из тягчайших грехов будет изображение чего-либо живого. На вопрос заданный Мухаммеду: «Можно ли изображать человека?», он ответил: «Нарисуй. А потом можешь ли ты вложить душу? Не можешь. А значит, ты оскорбляешь того, кого ты нарисовал.»
То есть логика такая – нарисовавший одушевлен, а изображение не одушевленно. И получается, что нарисовавший «насмехается» над тем, кого нарисовал.
И поэтому арабская культура она вообще не знает живописи. Есть лишь растительные орнаменты.
Сами исследователи Корана делят тексты на мухкамад и мутошебихат. Мухкамад – это тексты ясные и однозначные. Мутошебихат – это тексты неоднозначные, требующие комментарием; и расшифровка этих текстов и составляет предмет мусульманского богословия. Кстати, ряд текстов, касающихся Самого Иисуса Христа и отношения к иноверцам относится именно к второй группе (мутошебихат). Поэтому муфтий может говорить, что теракты – это преступление перед Богом, а вакхабиты могут говорить, что это - «святость» перед Богом.
Что касается содержательной стороны, то она наверняка не была откровением Мухаммеду, а все это взято из апокрифов, доступных ему. И поэтому, очень много говориться о библейских личностях и событиях, но очень часто они перепутаны и переставлены.
Что касается Писания еще один очень интересный момент, и это очень серьезный аргумент. Сам Мухаммед говорит: «Мусса(Моисей) дал тору (пятикнижие), Дауд (Давид) – дал псалтирь, Иса (Иисус) – дал инжил, то есть Евангелие, а он – дал Коран» Причем, по представлению Мухаммеда, Евангелие – это книга. Вопрос: где тора, где псалтирь, и где инжил? Куда они делись? Иудеи все исказили в торе и псалтири, христиане все исказили в Евангелии. То есть Мухаммед утверждает, что они не сохранились и искажены. Причем, он сам не восстановил их текст, а просто дал Коран. Однако, если эти книги богооткровенны, то как они могли исчезнуть или быть искажены, даже если б этого кто-нибудь очень сильно хотел? Это просто физически невозможно. Представьте себе: взять и исказить все доклады или речи какого-нибудь знаменитого человека - это просто невозможно.
А Библия ведь к тому времени она была в колоссальном количестве экземпляров, причем на разных языках уже переписана. Библейская текстология – это же целая наука, и «кумранские рукописи» подтверждают подлинность и не искаженность текста. Это утверждение Мухаммеда неграмотно, и принять его невозможно.
Христиане приняли Ветхий Завет полностью, хотя нам трудно понять и воспринять многое из того, что в нем написано. И тем не менее мы не отвергли его. Сила христианства в том, что оно не отвергло то, что было до него, тем самым сохраняя преемство Предания. Каждый раз, когда появляется новый учитель, призывающий отвергнуть все, что было до него – это явный признак лжеучительства.
Второй источник мусульманского учения – это сунны. «Сунна» - образец, пример.
Это описания слов и дел Мухаммеда, а также описания благих обычаев и религиозных, и порой даже гражданских, и бытовых установлений. Таким образом, сунны являются аналогом христианского Предания.
Как у нас есть Церковь, которая принимает Писание и Предание, а есть протестанты, устами Лютера провозгласившие: «Соло скриптура!» - «Только Писание!», а Предание отвергли; так и у мусульман есть сунниты и шеиты – то есть те, кто принимают предание, и те, кто его отвергают.
В самом Коране о Мухаммеде мы не узнаем практически ничего, о нем говорят хадисы (сунны). Первый свод хадисов был равен 17, позднее это количество увеличилось и дошло до 600000.
Эпизода «вознесения» описанного выше нет в Коране. В Коране лишь говориться, что Мухаммед перенесен был в Иерусалим, а все прочее описано в хадисах.
Творение мира: Аллах творит мир словом «Будь!». Шесть дней творения. Первые два дня – небо и земля, остальные четыре – все остальное, что на земле.
Ангелы распределены по иерархии, многие из них называются по именам и находятся на семи небесах. Предание о семи небесах еще иудейское.
И когда Апостол Павел говорит, что он был вознесен на третье небо, основой этого текста является иудейское предание.
В мусульманстве это учение вошло в сам Коран.
Иблис (или шайтан) – это дьявол; он согрешил тем, что по мусульманскому представлению, нарушил повеление Бога, и не поклонился Адаму. И поэтому он теперь вредит человеку. Демоны называются джинны; они тоже сотворены Богом. Часть из них были когда-то подчинены Сулейману (Соломону), но после его смерти они были освобождены и творят зло и беззаконие. Это тоже не выдумка Мухаммеда – древнее иудейское предание гласит, что Соломон знал язык демонов и властвовал над ними. В Библии этого нет. Мухаммед утверждал, что он проповедовал джинам, и часть их приняла его проповедь. Для христиан это очень существенный момент (Мухаммед не был лжецом и болтуном) – это означает, что он действительно общался с миром демонов, пытался их обращать в свою веру, и действительно часть их подчинилась ему. Это говорит о демоническом присутствии, потому что ни один демон никогда не каялся – такие случаи неизвестны. И Библия однозначно свидетельствует, что: «Огонь вечный уготован дьяволу и ангелам его» И мы должны понимать, что покорившиеся демоны работали и работают на Мухаммеда.
Суд Божий, по представлению Корана, - это взвешивание человеческих дел, с упованием на милость Аллаха, в отношении мусульман. Интересный момент: в Коране и хадисах говориться, что перед Страшным Судом придет некий аль даджал (т.е.человек греха – антихрист), будет второе пришествие Исы, и победа Его над даджалом, Он восстановит веру, обратит всех в ислам, потом Сам умрет и будет погребен, по одному из преданий, положен рядом с Мухаммедом в Медине. После будет всеобщее воскресение и Страшный Суд.
Пророков, по мусульманским представлениям, много: ветхозаветные пророки, почти все евангельские святые; исключение - Апостол Павел – он для них исчадие ада. По мусульманскому, представлению именно Павел исказил учение Исы, Который был иудейским пророком, а Павел заявил, что Бог явился во плоти и так далее… Есть аравийские пророки: Шуя, Пхуд, Савив и другие, то есть ханифы-измальтяне.
Иса(Иисус). Учение об Иисусе своеобразно в Коране – Коран говорит об Иисусе более возвышено, чем о Мухаммеде. Истоки такого отношения таковы: Мухаммед
общался с арианами и несторианами, и воспринял учение о Христе от них, а они говорили, что Иисус – это первое из творений Божиих, что Он – тварный Логос.
И, недаром, в тех землях, где христианство было в арианско-несторианской форме ислам легко побеждал.
Сам Иисус в Коране называется Иса ибн Мариям, то есть Сын Марии. По версии Корана Иисус создан Аллахом подобно Адаму словом «Да будет!»; То есть Иисус непосредственное творение Божие. Мы видим, что это прямое арианское вероисповедание, перешедшее в Коран: Иисус выше всякого тварного существа, но при этом – первенец творения Божия. Иисус дал письмена инжил (Евагелие).
А поскольку Мухаммед надеялся, что христиане быстро примут ислам, но этого не произошло, Мухаммед объявил книги искаженными и отказался от них. Существенным моментом является то, по мусульманскому учению, Иисус вознесен на Небо, но смерти и воскресения Его не было. Он был вознесен подобно Илии-пророку – Он живым взят на Небо. А на кресте был распят другой человек, похожий на него. Таким образом, Коран удаляет саму суть христианской веры. Апостол Павел говорит: «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.» (1Кор ХV:14) А Коран это делает: он не признает, что Иисус есть Сын Божий. Сам Иисус в Коране говорит: «разве я такое говорил?». В Коране опровергается учение о Троице, а «троицей» называются: Бог, Иса, и Мариям. Из этого можно сделать вывод, что Мухаммед, либо имел дело с крайними сектантами, наподобие «богородичного центра», либо он просто не понял, и опровергал то, во что и сами христиане не верили, и верить не могли.
А вот, что Мухаммед отвергает Крест и Воскресение – это тот момент, в котором христиане и мусульмане никогда не смогут сойтись, и это тот единственный момент, которого им не хватает.
Для того, чтобы стать христианами, мусульманам надо оставить не все, а признать, что Иисус рожден, но несотворен – нетварное, единосущное, предвечное Слово Божие (в Коране Иисус назван в одном месте Словом Аллаха);
И признать, что Он умер и воскрес. Все остальное, пусть остается, как есть, вплоть до обрезания. Такая проповедь осуществляется довольно успешно некоторыми протестантскими миссиями. То есть человек, оставаясь в рамках своей культуры, становиться христианином.

@темы: лекции