19:50 

Протоиерей Геннадий (Фаст).«Ислам. Взгляд христианина».

~Марьяна~
Сердце, как цветок - его нельзя открыть силой, оно должно раскрыться само.
Библия об исламе.

Вопрос казалось бы абсурдный. Библия (последние ее книги) была написана за шестьсот лет до ислама. Библия написана с XV века до Рождества Христова, и последние книги Библии были написаны в девяностых годах I века. Ислам возникает в VII веке. Как может Библия говорить об исламе? Может. Потому что само представление об исламе – что это религия, возникшая в VII веке, то есть юннейшая из мировых религий – достаточно неточно, а в какой-то степени даже и неверное. Корни ислама восходят к Аврааму. Мухаммед-пророк никогда не мыслил себя человеком, дающим новую веру. Весь пафос ислама можно обозначить такой фразой: «Назад к Аврааму!». Как в Коране есть такое изречение: «Авраам (на арабском – Ибрахим) он не был ни иудеем, ни христианином». Это в некотором смысле правда, он не был иудеем, потому иудейство имеет свое начало в Моисее – через Моисея заключает Бог Завет с этим народом (Пятикнижие Моисея – Закон и так далее). Иисус приходит и вовсе через две тысячи лет после Авраама. Так вот Мухаммед, он возвращает своих соотечественников, арабское племя кореишитов, которое обитало в Мекке, он обращает их, как ему это по крайней мере видится, к вере Ибрахима. Поэтому сами себя они как раз мыслят самой древней из монотеистических религий.То есть изначально: Моисей был потом, Иса (то есть Иисус) был еще позднее, а вот они возвращаются к чистому, исходному монотеизму Авраама. В этом собственно говоря вся проповедь Мухаммеда.

И, исходя из этого, как раз и надо обратиться к книге Бытия, к временам Авраама. Вот эти тексты мы сейчас с вами прочитаем: «Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. *Кстати, вот отсюда сразу видно, что арабы по своему происхождению (по материнской линии) восходят к египтянам. Хотя мы точно не знаем, кто она была, факт тот, что она была египтянкой, и была служанкой Сары. Авраам с Сарой были в Египте, и скорее всего в это время они и приобрели эту рабыню*

И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. *Для христиан это немыслимое дело, но мы должны понимать, что только через 2000 лет Христос придет в мир. По нравственным устоям того времени это было совершенно естественно и нормально. Служанка рождает сына, который биологически (физически) является сыном служанки, а по закону он является не только сыном Авраама, но на него в некотором отношении может претендовать и Сара. Смотрите, как Сара говорит: «Я буду иметь детей от нее». То есть сын Агари по закону становится сыном Сары.*

Аврам послушался слов Сары. *Здесь можно размышлять над праведностью (оправданностью точнее) поступка Авраама – можно усмотреть момент маловерия – он не дождался, пока исполнится обетование Божие. И происходит некий момент человеческого вмешательства: человеческими средствами помочь осуществиться обетованиям Божиим.

Кстати, такая попытка бывала ни раз. И в Библии есть описания таких попыток, и в христианской истории в том числе. Например, Царство Божие на земле, 1000-летнее Царство, неоднократно люди пытались осуществить, ну, скажем, Томас Мунсер (1525 год) он тоже не дождался, он решил это дело с помощью меча и восстания крестьян осуществить.

Вот что-то похожее и здесь – человеческая попытка осуществления обетований Божиих. Такие попытки редко кончаются чем-то хорошим.*


И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской,*то есть Аврааму на этот момент было 85 лет* и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.*Ну, дело такое - чисто женское, тем более по нравственным устоям того времени, ребенок – это благословение, ребенок – это хорошо (в принципе это и сегодня так), ну а бесплодная - это плохо – это великая Богооставленность. И вот Агарь находит возможность презирать госпожу свою. Это так и происходит по сегодняшний день, то есть ислам находит возможность презирать госпожу свою, то есть христианскую Церковь. Причем господство в Новом Завете это уже не господство классовое, когда госпожа и рабыня, а это нечто духовное.*

И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.
*Ангел Господень – это Божественное явление. По толкованию Святых Отцов, Ангел Господень – это даже не Ангел, а это Сын Божий – это Логос (Иустин Философ так толкует), что Ангел Господень или Молиах Яхве – это есть Предвечное Слово, Которое являлось в виде Ангела в Ветхом Завете. То есть присутствует момент Богооткровенности.* И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?*Повторяется вопрос Адаму, когда Бог спросил Адама: «Адам, где ты?» Или Каина спросил Бог: «Где твой брат?»; похожий вопрос здесь: «откуда ты пришла и куда идешь?» Видимо и сегодня этот вопрос надо задавать исламу: «откуда ты пришел и куда идешь?»* Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.*Собственно здесь даны все рецепты, что должно происходить* И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.*Это сбылось, то есть потомство Агари (это арабы), а со времен Мухаммеда это все принявшие веру арабы. На сегодняшний день, если я не ошибаюсь, это где-то 1,5 миллиарда жителей Земли.* И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;он будет между людьми, как дикий осёл; руки его на всех, и руки всех на него;*Такова была история и древняя – измаильтяне и израильтяне находились в непрестанных войнах еще во времена Ветхого Завета, об этом много говориться в Библии. Арабо-израильский конфликт продолжается по сей день. Потом к нему присоединился еще один конфликт, уже мусульманско-христианский. И то что все вопросы решаются с помощью меча, так оно было, так оно есть. Потом Мухаммед будет говорить, что; «От всех пророков я отличаюсь одним – мне доверен военный трофей, то есть я имею от Бога право совершать войны и пользоваться военными трофеями» Они бьют и всегда били, и их бьют и всегда били. То есть немирность эта имеет своим началом дом Авраамов* жить будет он пред лицем всех братьев своих. * Бог не отвергает – он будет жить; ведь могло бы это колено измаильтян давным-давно сгинуть с лица Земли, как сколько уже сгинуло народов; не сгинуло и сгинуть, видимо, уже никогда не придется.Жть будет он пред лицем всех братьев своих, то есть это имеется ввиду конечно Израиль, а позднее это и христиане.*

И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.

Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом.

Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.

Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.»
(Бытие XVI глава)

Вот это библейское повествование о рождении, и тех духовных процессах, которые произошли в семействе Авраама, при которых все это возникло. А то, что произошло в семье Авраама – это на семейном уровне картина всей дальнейшей всемирной истории, по сегодняшний день и похоже до скончания века.

Другой текст: «Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него.*Здесь появляется восполнение. Бог говорит: «Именно Сара родит тебе»; не служанка Сары, а сама Сара. «И с ним поставлю Я Завет Мой», это очень важный момент – Завет Бог заключает с Исааком, а значит с Израилем. И богоизбранным народом является, конечно, народ изральский. И отнюдь не измаильтяне (арабы) Но дальше Бог добавляет, потому то, что произошло уже не отменить – он от служанки заимел сына :* И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.*Отсюда видно, что Авраам молился об Измаиле, то есть отец веры молился о нем, и эта молитва Богом услышана. Поэтому, если просто сбросить весь ислам на заблуждение и ложь, невозможно объяснить, как веками живет этот народ, имеет веру и распространяется столь чрезвычайно. Этого не могло бы быть, если бы это было просто дьявольское порождение. Дьявольские порождения имеют свойство разрушаться и самоуничтожаться: как самоуничтожился сталинский режим, как самоуничтожилась гитлеровская затея, то есть такие вещи они не могут существовать долго – они появляются и исчезают. Здесь же что-то есть. Но дальше Бог добавляет:* Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.» (Бытие XVII:19-21)

Таким образом здесь четко говориться, что Божье благословение на Измаиле есть, но Завет с Исааком. Поэтому сами потомки Измаила, они должны это признать, они должны принять этот факт реально, как он есть.

«И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него. И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.

В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников»
(Бытие XVII:22-26)

Тоже очень важный момент, что Авраам и Измаил вдвоем вступают в этот завет; Исаак еще не рожден. Исаак будет рожден позже, обрезан позже, и так далее; то есть здесь тоже сильный момент, который говорит о причастности Измаила к вере и завету Аврамову. Но Завет вечный будет заключен с Исааком. В вере Аврамовой Измаил участвует, в вере Исаковой Измаил не участвует.

И наконец, теперь уже оба есть сына, и Измаил, и Исаак: «Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди. И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком],* еврейское предание уточняет, что он наводил лук на Исаака, это тоже характеризует на века – то есть если сначала Агарь насмехается над госпожой Сарой, то теперь Измаил насмехается над Исааком* и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.*Сара права – обетование Бога заключено с Исааком* И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила].*Авраам любил Измаила* Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее,*Очень интересно – Бог повелевает мужу слушаться голоса своей жены, вообще-то это жена должна слушаться мужа, то есть Сара явно обладает пророческим даром* ибо в Исааке наречется тебе семя;* Тоже такая типичная ситуация: муж – у него ребенок от одного брака, теперь у него второй брак, этот второй брак законный и венчанный, но те дети они физически существуют, и душа тех тоже любит; вот похожая ситуация происходила здесь *и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое.*Видимо Авраам вымолил этот народ у Бога* Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; *Арабское предания говорит, что Агарь и Измаил удалились очень далеко в пустыню, и дошли до места будущей Мекки* и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком;*Вот это мы, христиане, должны знать, что Бог всегда был с этим народом, хотя богоизбранный народ Израиль* и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.» (Бытие XXI:8-21)

Этот источник сегодня называется Зам-Зам, он находиться в Мекке – это одна из главных святынь мусульманского мира; и во время хаджа в Мекку паломники обязаны бегать, как Измаил и Агарь были на расстоянии выстрела из лука, паломники обязаны семь раз туда и обратно пробежать – это одно из действий мусульманского хаджа.

Далее следует повествование о том, как Бог повелевает Аврааму принести в жертву сына – и этот сын Исаак. Жертвоприношение Исаака есть прообраз жертвы Христа. Бог называется Богом Авраама и страхом Исаака, потому что психологически все произошло: Авраам занес нож, Исаак принял это с готовностью. И тогда уже Бог принимает другого агнца: Ангел останавливает руку

Авраама и показывает ему ягненка запутавшегося в кустах, и в жертву приносится этот ягненок.

И Агарь и Измаил к этому моменту уже не должны быть в доме Авраама.

То есть дальнейшая Священная история, она связана с Исааком, Моисеем, и так далее до Христа. И никакой дальнейшей Священной истории связанной с измаильтянами нет, но сказано, что Бог был с ними.

Со временем, как и многие другие племена, даже Израиль временами впадал в идолопоклонство, арабы стали идолопоклонниками, однако вера в Единого Бога никогда не угасала у них полностью. У арабов всегда были ханифы – это аскеты, исповедующие Единого Бога – Бога Аврамова. И целый ряд этих ханифов позднее будет тоже объявлен пророками, и, говоря нашим языком, «причтен к лику святых».

Вот такого начало и Библейское свидетельство о возникновении арабов, как народа, и не просто это народ, а народ сохраненный Богом.

Существует в либеральном отношении к религии постулат – «Бог Один, а веры разные», и у каждого народа есть свой пророк и своя вера. Кстати Мухаммед, когда он начнет закладывать основы ислама, так и будет говорить: «У иудеев был Моисей (Мусса), насарра(назаряне) – так он называл христиан – имели Ису (Иисуса), а арабы еще не имели никого. И вот теперь пришел я.» И в самом начале Мухаммед был уверен, что он очень органично впишется в этот триумверат. И более того – что иудеи и христиане примут то учение, которое он проповедует. И только уже позднее, когда, ни иудеи, ни христиане этого не сделали, тогда уже рождается его жесткое и агрессивное отношение к иудеям и христианам. Теперь вопрос: может быть и правда – иудеям Бог дал Моисея, а поэтому им не надо принимать Иисуса Христа, надо жить по Закону, как по сей день живет синагога; нам Бог дал Иисуса Христа, мы живем по Евангелию; арабам Бог дал Мухаммеда?

Здесь, обращаясь к Библии, есть один значимый текст, уже из Нового Завета: «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие, не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне,*Иран* и Еламиты,*Аравийцы* и жители Месопотамии,*т.е Ирак* Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,*греки* Фригии и Памфилии, Египта *Копты* и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деяния II: 6-9)

Таким образом здесь перечислены арабы – арабы были в Иерусалиме в день сошествия Святаго Духа. И Святой Дух сошел на арабов. И арабы слышали Апостолов говорящих на арабском языке. И естественно эти люди приняли Крещение, и составили те самые 3000 которые присоединились к Церкви в день Пятидесятницы (в день Святой Троицы). На основании этого текста мы видим, что христианство – это вера арабов. Христианская Церковь она распространяется на арабский мир. Так что слова Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф XXVIII:19) для нас очень значимы. Христос не сказал: «Идите, научите народы Римской империи», Он мог бы так сказать; (кстати, Христос не стеснялся подобные вещи говорить, когда это было нужно – «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика' вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. » (МФ ХV:22-28)) так что мы видим, что Иисус говорит вещи политнекорректные.

Но когда Иисус посылает на проповедь Апостолов, Он говорит: «Идите, сделайте все народы Моими учениками» (более точный перевод с греческого), то есть и арабский народ. Арабы вошли в Христианскую Церковь в день Сошествия Святаго Духа, и далее Апостолы проповедовали в Аравии, и Арабская Христианская Церковь(Православная) существовала и существует поныне с I века.

Таким образом, говорить, что этому народу дается все как-то особенно, что существует божественный триумвират трех монотеистических религий, это с точки зрения Евангелия и Нового Завета неверно, и Христианская Церковь с этим не согласна, потому что тогда мы должны этнографически разделить земной шар, и сказать, что к ним мы не посланы. Мы к ним посланы. И мы видим реальное осуществление, - арабы входят в Христианскую Церковь.

Вот это тоже очень важно для нашего собственного сознания, потому что мы сейчас даже готовы бить в грудь: «Ой, нет-нет! Мы их не трогаем, мы к ним не ходим, мы им Евангелие не проповедуем! Мы живем мирно! Мы признаем что это традиционная религия!» и так далее…

На самом же деле по Евангелию все совсем не так: слово о Христе, слово о Воплощенном Боге должно быть проповедано, то есть арабский мир он подлежит крещению во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Поэтому мы с вами просто не имеем право не идти в арабский мир с проповедью о Христе и с крещением во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Если мы не идем – значит, мы не исполняем заповедь Христа. И здесь, я думаю, христиане очень сильно погрешили исторически, потому что миссионерский пафос ранних веков угас, а после уже все превратилось в государственную политику. Принцип эпохи Реформации – чья власть – та и вера. И действительно так оно и было.

И по сегодняшний день мы так и говорим: скажем, Иран – это мусульмане-шеиты, Иран – это мусульмане-суниты, шведы – это протестанты, русские - это православные, итальянцы – это католики…. Простите, откуда это «лоскутное одеяло»? Откуда угодно, только не из Евангелия. Потому что по Евангелию – одна вера, которая распространяется для всех народов. И надо молить Господина жатвы, чтоб Он выслал делателей на жатву, то есть, чтобы появились люди, которые пошли бы на проповедь. А это люди, которые заранее знают, что идут на мученичество. У Апостола Павла в послании к Тимофею есть: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.» (1Тим III: 1), но (да простят меня владыки) не без иронии семинаристы добавляют: «Чаю архиерейского жития». Так вот архиерейское житие во времена Апостола Павла – это было житие мучеников – стать епископом это было равнозначно подписанию себе смертного приговора, потому что были случаи, когда римские императоры прямо прописывали в законе: «Всех епископов казнить». Вот тут-то на архиерейскую хиротонию, каково идти? Шли. Это были золотые епископы ранне-христианского времени, которые практически все становились мучениками. И сегодня стать миссионером в мусульманском мире – это тоже практически сначала вместе с направлением на миссионерскую деятельность надо самому себе подписать смертный приговор, потому что в мусульманских странах однозначно – человек, обращающий мусульманина в свою веру подлежит смертной казни. И, скажем, в Арабских Эмиратах, араб, который принимает христианство – тоже подлежит смертной казни.

И тем не менее Господь сказал, чтобы мы проповедовали всем народам. И Он сказал: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.» (Луки Х:3) Ну, кто посылает ягненка в волчью стаю? Иисус. И что получилось? Что сыны Ромула и Рэма, вскормленных волчицей, покорились сынам, вскормленных Агнцем - Христом. Через три века Римская империя приняла христианскую веру. Потому что тогда шли на это. А когда не шли (или шли, как крестоносцы, с мечем в руках) тогда результаты были иными.

@темы: лекции

   

Изучаем Библию

главная